МБХ медиа
Сейчас читаете:
Кто владеет главными частными СМИ в России?

Кто владеет главными частными СМИ в России?

Спикер Госдумы (орган, оправдывающий сексуальные домогательства) Вячеслав Володин 19 февраля предложил наказывать СМИ за фейковые новости. Это не первая инициатива депутатов привлекать производителей фейк-ньюс к ответственности. Нынешняя инициатива Володина связана с новостью Ura.ru о возможном запрете на продажу автомобилей людям без парковочного места. Издание ссылалось на «источник в парламенте», тогда как в комитете Госдумы по транспорту это опровергли.

Хотя самые крупные медиа в России контролируются государством, есть и частные СМИ и от инициативы Володина могут пострадать многие российские бизнесмены: с 2016 года иностранный капитал в медиа может быть не больше 20%. «МБХ медиа» рассказывает, кто владеет главными частными медиа в России.

Запрет на занятия журналистикой

Ura.ru, которое поручил проверить Володин из-за новости о парковочных местах, в 2006 году создала екатеринбургская журналистка Аксана Панова. Уральское издание занималось региональной повесткой и до 2012 года периодически выпускало материалы, критикующие местные власти. Осенью 2012 года на Панову завели дело о вымогательстве: по мнению следствия, в 2007 году она вымогала миллион рублей у Константина Кремко — героя публикаций о рейдерском захвате земель у озера Балтым.

В ноябре 2012 года Панова и ее коллектив ушли из Ura.ru и основали новое региональное медиа — Znak.com. В 2014 году ее приговорили к двум годам условно, штрафу в 400 тысяч рублей и запретили два года заниматься журналистикой. Впрочем, в том же 2014-м ей смягчили приговор и отменили запрет на работу.

Еще до уголовного дела, в декабре 2011 года, Панова продала Ura.ru австрийской компании «BF TEN» Holding GmbH". По сведениям «Новой газеты», ей владеют уральские бизнесмены Артем Биков и Алексей Бобров, близкие к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. В нулевых они управляли энергетическими компаниями на Урале, а Бобров потом стал владельцем хоккейного клуба «Автомобилист» из Екатеринбурга. В феврале 2015 года редакция издания сообщила о смене формата на «патриотический». «Мы пришли к выводу, что не можем и не хотим быть заложниками этого формата, работать ради увеличения количества кликов и ехидных комментариев анонимов, жить в статусе «желтых страниц», — писали сотрудники редакции.

Аксана Панова в Ленинском районном суде, 2013 год. Фото: Екатерина Титова / Коммерсантъ

В 2017 году у Ura.ru была отрицательная прибыль — по данным системы «Спарк-Интерфакс», за этот период издание потеряло 794 тысячи рублей. Впрочем, два года назад в Екатеринбурге появилось новое юридическое лицо, связанное с изданием — ООО «Уральская медиакомпания», а в 2018 году компания с таким же названием появилась и в Челябинске. Прибыль екатеринбургской компании за 2017 год — более 18 миллионов рублей.

Тьфу на тебя, редакционная политика

С 1999 по 2006 год издательский дом «Коммерсантъ» принадлежал Борису Березовскому и его партнеру Бадри Патаркацишвили, однако в начале 2006 года Березовский отказался от своей доли в издании. В сентябре Патаркацишвили за 300 млн долларов продал издание Алишеру Усманову, близкому к «Газпрому» владельцу компании «Металлоинвест».

Усманов отрицал, что власти попросили купить его «Коммерсантъ». «Это моя личная сделка, мои личные инвестиции. Никто не просил меня покупать издание, но должен сказать, что покупал не против желания властей. Меня всегда интересовал медийный бизнес, и я решил попробовать им заняться», — говорил бизнесмен после покупки издательского дома. Гендиректор «Коммерсанта» Демьян Кудрявцев говорил, что Усманов не собирается вмешиваться в редакционную политику издания, однако после выборов в Госдуму 2011 года из издания ушли главред журнала «Коммерсантъ-Власть» Максим Ковальский и директор холдинга Андрей Галиев. Это случилось после того, как в репортаже с российских выборов в Англии оказалась фотография бюллетеня с надписью «Путин, иди на х**».

По данным «Спарк-Интерфакс», «Коммерсант» — единственное медиа в нашем списке, которое получает большую прибыль. За 2017 год чистая прибыль АО «Коммерсантъ» составила почти 600 млн рублей. Еще одна связанная с изданием компания, ООО «Коммерсантъ Холдинг», за тот же период заработала 299 млн рублей.

Алишер Усманов. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Купил «Ведомости» — лишился гражданства

Вместе с частью команды журнала «Коммерсантъ-Власть» об отставке заявил и гендиректор издательского дома Демьян Кудрявцев. Правда, покинул он свой пост в июне 2012 года. После увольнения он несколько лет занимался консалтингом, а в 2015 году купил активы финской компании Sanoma, которая уходила с российского рынка. Sanoma владела «Ведомостями», российской версией National Geographic и The Moscow Times.

Через два года после покупки, в июле 2017 года, МВД лишило Кудрявцева российского гражданства: по мнению ведомства, при получении гражданства медиаменеджер указал в анкете ложные сведения. Сам Кудрявцев, у которого осталось гражданство Израиля, это отрицал, и связывал интерес органов с покупкой «Ведомостей».

На момент потери российского гражданства Кудрявцев передал издание жене, Яне Кудрявцевой-Мозель. За 2017 год «Ведомости» потеряли как минимум 62 миллиона рублей: именно такой убыток у компании-учредителя газеты, АО «Бизнес Ньюс Медиа», следует из информации «Спарк-Интерфакс». Убыток связанной с газетой компании «Аркан Инвестмент», владеющей АО «Бизнес Ньюс Медиа», в том же году составил более 177 млн рублей.

Демьян Кудрявцев на церемонии открытия фотовыставки «Коммерсантъ. Свободная камера». Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

«Эхо Москвы» — национальное достояние

В 1990 году бывшие дикторы французской редакции иновещания Гостелерадио СССР Сергей Корзун и Сергей Бунтман основали независимую радиостанцию, которую назвали «Эхо Москвы». Через восемь лет она стала частью холдинга «Медиа-мост» Владимира Гусинского, куда также вошли телеканалы НТВ и ТНТ.

Гусинский владел «Эхом» лишь три года — в 2000 году правоохранительные органы обвинили его в мошенничестве и арестовали на несколько дней. После того, как Гусинский покинул Россию, почти все его активы перешли «Газпрому».

В отличие от Усманова в «Коммерсанте», в 2011 году новый инвестор потребовал разогнать совет директоров из-за «критики высших должностных лиц в адрес радиостанции». После этого в совет вошли бывшие однокурсники Дмитрия Медведева.

С менеджментом «Газпрома» связан и недавний скандал на «Эхе Москвы». В передаче «Футбольный клуб» основатель радиостанции Сергей Бунтман раскритиковал футбольный клуб «Зенит», назвав его «бомжатником» и «газпромовским болотом». У клуба и радиостанции один владелец. Через неделю Бунтман извинился и отказался от участия в программе «Футбольный клуб».

По данным «Спарк-Интерфакс», в 2017 году радио потеряло 79 миллионов рублей.

РБК придется продать

Летом 2017 года РБК сменил владельца. Вместо Михаила Прохорова им стал владелец группы ЕСН Григорий Березкин, который занимается нефтяным и энергетическим бизнесом. По сведениям BBC, продать медиа Прохорова вынудила Администрация президента: в 2014 году издание стало публиковать расследования, связанные с войной на Донбассе и «дочерью Путина» Катериной Тихоновой. В 2016 году главного редактора печатной версии РБК Максима Солюса уволили после публикации текста «Напротив „дворца Путина“ под Геленджиком начнут разводить устриц». Из-за этого ушли шеф-редактор Елизавета Осетинская и главред сайта Роман Баданин.

На место ушедших редакторов пришли бывшие сотрудники ТАСС Игорь Тросников и Елизавета Голикова, которые объяснили смену руководства «пересечением „двойной сплошной“». Встречу с нового начальства с журналистами записали на диктофон; позже глава холдинга Николай Молибог попросил уволиться тех, кто это сделал.

После смены владельца руководство РБК сменилось вновь. Ими стали бывшие сотрудники Life, НТВ и ВГТРК Алексей Абакумов, Игорь Полетаев и Илья Доронов. На первой встрече они сказали: к выборам президента 2018 года редакционная политика должна измениться и стать более лояльной Кремлю. Еще через год Игорь Полетаев покинул РБК, и управляющим директором стал бывший ведущий «России 24» Илья Доронов. Новое руководство, как писал «Дождь», ввело стоп-листы экспертов, которым можно звонить за комментариями.

Согласно бухгалтерской отчетности в «Спарк-Интерфакс», в 2017 году ПАО «РБК» потеряло 172 млн рублей. В этот отчетный период издание как раз поменяло владельца. Правда, у издания есть другое юридическое лицо, АО «Росбизнесконсалитинг», которое за 2017 год заработало 12 миллионов рублей.

Опрос, который поставил «Дождь»

В 2010 году бывший генеральный продюсер радио «Серебряный дождь» Наталья Синдеева открыла телеканал «Дождь», который первое время транслировался через кабельные сети. Телеканал стал главным проектом медиахолдинга «Дождь», в который также входили журнал «Большой город» и издание Slon.ru. Главным инвестором и совладельцем холдинга стал муж Синдеевой, бизнесмен Александр Винокуров. Он же в 2014 году стал гендиректором Slon.ru, который позже переименовался в Republic.

Сначала «Дождь» позиционировал себя как «канал для социально активных и думающих людей» со свободной редакционной политикой. Однако в марте 2011 года Синдеева сняла с эфира выпуск «Гражданина поэта», в котором Михаил Ефремов прочитал стихотворение, якобы оскорблявшее Дмитрия Медведева. После этого телеканал покинула его соосновательница Вера Кричевская.

Проблемы с властями у «Дождя» были и позже. По данным Forbes, во время трансляции проекта «Конституция» Синдеевой звонил Алексей Громов — замруководителя Администрации президента, который отвечает за медиа. Он сказал: «Девочки, что-то вы радикализировались. Что это у вас за конституция на „Дожде“?», на что Синдеева объяснила чиновнику, что «Конституция» — образовательный проект. Дальнейших вопросов к проекту удалось избежать.

В 2014 году вещание телеканала прекратили все крупные кабельные операторы России. В социальных сетях «Дождя» появился вопрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?», который ранее — пусть и в другой форме — задали в эфире программы «Дилетанты». Несмотря на извинения шеф-редактора канала Ильи Клишина, Дмитрий Песков заявил, что телеканал «перешел все границы», а блокадники подавали иски к «Дождю». Сейчас телеканал можно смотреть через некоторые кабельные и спутниковые операторы, но «Триколор» и «НТВ-плюс» блокируют «получение платного сервиса через свои приемники».

По состоянию на 2017 год, чистый убыток телеканала составил 19 миллионов рублей. ООО «Москоу Диджитал Медиа», которое выпускает Republic, за тот же период потеряло 16 миллионов рублей, следует из информации «Спарк-Интерфакс».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписаться на рассылку

1 комментарий

Правила общения на сайте

  • Борис Ежов

    Реально имеет место цензура СМИ, запрещенная Конституцией РФ. Т.о. нет реальных независимых СМИ в России.

Комментировать

Правила общения на сайте

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Введите поисковый запрос и нажмите Enter.

Ежедневная рассылка с материалами сайта

приходит каждый день, кроме субботы, по вечерам

Авторская колонка

приходит по субботам в полдень

Обе рассылки

по одному письму в день

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: